Особенности медико-педагогической (стационарозамещающей формы) работы в специализированном государственном детском дошкольном учреждении для детей с аллергическими заболеваниями

 Фролова Л.С. заведующий ГБДОУ детский сад №35,Карташова Н.К. врач аллерголог, к.м.н., Баканова А.В. зам.зав. по УВР

 

Хорошо известно, что воспитывать и обучать здорового ребенка намного легче и эффективнее. Мы здоровы, когда у нас ничего не болит. Многим из нас эта оценка своего состояния кажется достаточной и объективной. Но по уставу Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

Согласно данным ВОЗ, соотношение условий, влияющих на здоровье таково:

  • Условия, образ жизни, питание - 50%
  • Генетика и наследственность - 20%
  • Внешняя среда, природные условия - 20%
  • Медицинское обслуживание - 10%

Детский сад может и должен регулировать эти факторы и таким образом влиять на состояние здоровья. Снижение функциональных резервов органов и систем, нарушение механизмов саморегуляции и резистентности приводит к развитию различных заболеваний в раннем детском возрасте. Аллергические заболевания, к которым в настоящее время относят аллергический ринит, конъюнктивит, бронхиальную астму и атопический дерматит в последние десятилетия превратились не только в медицинскую, но и в социальную проблему. Отмечается устойчивая тенденция к уменьшению возраста ребенка на начало аллергического заболевания, растет распространенность аллергии среди детского населения. По данным ВОЗ аллергические заболевания занимают по распространенности третье место. Каждый пятый страдает заболеваниями, требующими обследования и лечения у врача-аллерголога. В Московском районе Санкт-Петербурга при численности детского населения 6,5 тысяч человек 17% состоит на диспансерном учете  с различными заболеваниями. Из них 8,8% составляют аллергические заболевания, которые требуют постоянного наблюдения врача аллерголога. В Московском районе с 1998 года государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35 был перепрофилирован в учреждение компенсирующего вида с приоритетным осуществлением коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, а именно для детей с аллергическими заболеваниями. В данное учреждение поступают дети с 3 до 6 лет, состоящие на диспансерном учете у аллерголога. Прием проходит через медико-педагическую комиссию, которая состоит из заведующего детским садом, старшего воспитателя, врача аллерголога-педиатра, логопеда и психолога. Приоритетными при поступлении считаются аллергические заболевания. Структура заболеваний воспитанников детского сада в 2014-2015 г.г. такова: у 83,7% детей атопический дерматит и пищевая аллергия, у 39,2% детей - аллергический ринит, у 13,5% детей бронхиальная астма. Все дети имеют сочетанные диагнозы: два и более. В последние годы увеличивается количество детей с сопутствующими заболеваниями костно-мышечной системы и соединительных тканей (40% от общего количества).

Изучение особенностей оказания медицинской помощи детям с аллергической патологией в специализированном  районном отделении и специализированом детском дошкольном образовательном учреждении  с учетом структурного, технологического и результативного компонентов качества, позволило установить, что данное сотрудничество является рациональной организационной стационарозамещающей формой работы. Образование такой структуры на районном уровне позволяет усилить  технологический компонент качества медицинской помощи данному контингенту, а, следовательно, обеспечит ее максимальную эффективность и рентабельность.

В основе любой современной комплексной образовательной программы должен быть здоровьеразвивающий компонент. Педагогическая технология, используемая в учебном и воспитательном процессе, должна быть физиологически обоснована. Согласно   медико-педагогической коррекционной программе по работе с детьми с аллергическими заболеваниями в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида, под руководством научного редактора доктора медицинских наук  Незабудкина С.Н. ,  в нашем детском дошкольном учреждении проводится медицинское сопровождение образовательного процесса, которое имеет профилактическое направление - формирование и развитие у детей культуры здоровья, широкое внедрение методов оценки уровня здоровья и эффективных методов оздоровления во взаимодействии с семьей.

С учетом распределения аллергических заболеваний (83,7% детей с диагнозом атопический дерматит и пищевая аллергия) большая роль отводится организации питания. С одной стороны, рацион питания детей должен быть гипоаллергенным, с другой - максимально индивидуальным исходя из характера пищевой непереносимости у конкретного ребенка. Кроме того, очень важно обеспечить выполнение установленных норм питания и повышенную потребность растущего организма в пищевых веществах и энергии. В нашем детском дошкольном учреждении работает Совет по питанию. Состав Совета по питанию: председатель- заведующий ГДОУ, заместитель председателя- врач, члены Совета- медсестра, диетсестра, старший воспитатель, представители родительского комитета ГДОУ, повар.

Ежегодно персональный состав Совета по питанию утверждается приказом заведующего ГДОУ на учебный год.

Основные задачи Совета по питанию:

  • -обеспечение гарантий прав детей на полноценное питание в соответствии с диагнозом заболевания с учетом действующих натуральных норм питания и состояния здоровья каждого воспитанника
  • -осуществление контроля за качеством снабжения ГДОУ продуктами питания, за правильной организацией питания детей
  • -координация деятельности администрации, медицинского, педагогического, обслуживающего персонала ГДОУ совместно с родительской общественностью по вопросам организации питания детей.

Содержание работы Совета по питанию:

  • действует в течение учебного года на основании утвержденного плана работы
  • обсуждает выполнение действующих федеральных и региональных, районных нормативных документов по питанию детей
  • готовит проекты документов ГДОУ по питанию детей
  • составляет план работы на год
  • рассматривает всесторонние вопросы снабжения продуктами питания ГДОУ, их хранения и организации питания детей, обеспечение данной работы всеми категориями сотрудников ГДОУ
  • заслушивает отчеты и информацию о результатах контроля за организацией питания
  • обеспечивает систему ежедневного контроля за организацией питания детей
  • изучает лучший опыт организации питания детей на группах и обеспечивает его распространение
  • изучает мнение родителей о состоянии питания детей в ГДОУ

(по анкетам родителей)

  • участвует в рассмотрении обращений, жалоб родителей на организацию питания детей в ГДОУ
  • обеспечивает информирование, консультирование работников пищеблока, педагогов, помощников воспитателей по вопросам питания детей
  • ежегодно анализирует, разрабатывает и утверждает десятидневные меню, вносит (при необходимости) коррективы в содержание
  • анализирует качество ведения документации ГДОУ по питанию
  • оперативно рассматривает акты и материалы проверок СЭС, поликлиник и других служб по организации питания

Основные проблемы организации эффективной гипоаллергенной диеты в детском образовательном учреждении состоят в следующем:

  • Наряду с легкими случаями непереносимости 1-2 продуктов все чаще регистрируется пищевая полисенсибилизация, когда не только невозможно определить множество причинных продуктов без специального аллергологического обследования, но и, после их определения, очень затруднительно обеспечить в условиях организованного питания сбалансированную диету с полным исключением таких продуктов.
  • Неполное исключение этиологически значимых аллергенов в сочетании с нарушениями кулинарной обработки пищи и невозможностью полной элиминации продуктов-факультативных аллергенов не обеспечивает ремиссии заболевания и провоцирует обострения. Обострения могут быть связаны с нарушениями требований диеты чаще всего в домашних условиях. При этом причинно-следственная связь не всегда правильно регистрируется и оценивается. Это вызывает у родителей и персонала сомнения в полезности диетотерапии как главного и обязательного метода лечения многих форм аллергии, прежде всего, пищевой.
  • Вынужденное исключение из гипоаллергенной диеты многих важных продуктов повседневного питания требует их адекватной замены другими продуктами, специальных мероприятий по обогащению рациона питания витаминами и минералами, что обусловливает дополнительные организационные проблемы.

Лечебное питание  для детей с аллергическими заболеваниями в  нашем дошкольном учреждении строится с учетом следующих принципов:

  • исключение из питания причинно-значимых и облигатных аллергенов;
  • адекватная замена исключенных продуктов натуральными или специальными лечебными продуктами;
  • подбор индивидуальной диеты (согласно рекомендациям аллерголога и данным аллергологического исследования);
  • длительность назначения диеты: индивидуально, в зависимости от динамики заболевания;
  • контроль за технологией приготовления пищи (правильность кулинарной обработки пищи с учетом уменьшения аллергенных свойств продуктов).

 

Разработана  специальная программа,  согласно которой организация питания предусматривает:

  • Разделение детей по аллергологическому диагнозу на два диетических стола (гипоаллергенный - для детей с аллергическими заболеваниями без признаков пищевой аллергии и специальный - для детей с атопическим дерматитом и пищевой аллергией);
  • Составление 2-х десятидневных меню по двум диетическим столам;
  • Включение специальных видов гипоаллергенных продуктов в меню специального и гипоаллергенного стола для улучшения качества пищи:
  • ü козье молоко и кисломолочные продукты, бифидобактерин (кисломолочный продукт с добавкой бифидобактерий)
  • ü подбор соков из определенных фруктов (зеленое яблоко, груша, слива, вишня)
  • ü использование бутилированной воды для соблюдения питьевого режима и приготовления третьих блюд.
  • ü включение в пищу запаренных или запеченных яблок для выведения токсинов и солей тяжелых металлов из организма;
  • ü использование достаточного количества сырых и термически обработанных овощей в качестве источника растительной клетчатки (репа, брюква, тыква, капуста, морковь, морская капуста)
  • ü Использование бескостной говядины, мяса индейки, кролика.

Для изменения  аллергенных свойств продуктов в детском саду проводится специальная кулинарная обработка пищи:

  • 1. Пища готовится на пару, отваривается, запекается или тушится после отваривания.
  • 2. Первые блюда предпочтительно свежие щи, борщ, овощные супы. В дальнейшем первые блюда можно готовить на слабом мясном (втором) бульоне из нежирного говяжьего мяса без костей.
  • 3. В питании детей используется только свежеприготовленная пища.
  • 4. Жареная, острая, соленая пища исключается. Ограничиваются поваренная соль и сахар.

Индивидуальный подбор питания, хорошее качество продуктов и правильная кулинарная обработка за  четыре года пребывания ребенка-аллергика в детском специализированном учреждении позволяют значительно расширить набор  потребляемых продуктов. Если в младшей группе 82% детей при назначении специальной диеты требуют замены 5 и более продуктов, то в подготовительной группе такие дети составляют 20%.